8 800 222 42 43
Работаем во всех городах России

Материнский капитал 2017

Главная >

21 апреля 2015 года состоялось рассмотрение депутатами Государственной Думы в первом чтении проекта федерального закона № 571638-6 об увеличении размера материнского капитала до 1,5 млн рублей с условием его предоставления многодетным семьям при рождении или усыновлении третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года.

Фактически данный закон предлагал логическое продолжение (продление) программы материнского капитала после 31 декабря 2016 года на условиях адресного подхода (только многодетным семьям) с трехкратным увеличением размера выплаты до 1,5 млн. рублей.

 

Перспективы принятия проекта

По мнению Елены Мизулиной, идея давать материнский капитал за третьего ребенка в размере 1,5 млн руб. является верной, однако Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей будет рекомендовать отклонить законопроект: «К сожалению, мы не можем его поддержать, он непроходной в силу ряда причин».

Дело в том, что многие положения предлагаемого закона вступают в противоречие с концепцией программы материнского капитала, утвержденной законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ. В частности:

  • Проект закона ставит в неравное положение отдельные категории граждан (многодетные семьи) в зависимости от момента приобретения ими права на материнский капитал — до 31 декабря 2016 года в соответствии с существующими правилами (выплаты в размере до 0,5 млн руб.) или с 1 января 2017 года в соответствии с предлагаемыми (сумма 1,5 млн руб.), что представляет собой существенное концептуальное различие (в таком случае проще и правильнее было бы написать и принять новый закон, а не вносить изменения в существующий).
  • В отношении выплаты 1,5 млн руб. по тексту предлагаемых поправок не предусматривается механизм индексации — в этом случае в более выигрышном положении окажутся те семьи, которые смогут получить и распорядиться предоставляемыми денежными средствами как можно раньше после наступления 2017 года, что с учетом предусматриваемого 10-летнего срока продолжения действия программы на новых условиях будет усиливать неравное положение получателей.
  • Из текста законопроекта не ясно, будет ли полагаться указанная выплата тем семьям, которые уже реализовали свое право на материнский капитал при рождении или усыновлении с 2007 года второго ребенка.
  • Законопроектом устанавливаются необоснованные ограничения предусмотренных направлений распоряжения средствами по сертификату на материнский капитал — в частности, предусматривается, что денежные средства могут быть направлены, в первую очередь, на улучшение жилищных условий, если семья будет признана в этом нуждающейся (фактически это означает безальтернативный вариант использования 1,5 млн. руб. на покупку квартиры или дома или же на индивидуальное жилищное строительство).

 

Кроме того, принятие закона о продлении материнского капитала после 2016 года и его увеличении до 1,5 млн руб. потребует значительных дополнительных расходов из федерального бюджета (в 1,5-2 раза превышающих текущее финансирование программы). И это при том, что также необходимо будет продолжать производить выплаты по сертификатам на материнский капитал, выданным и не израсходованным в период с 2007 по 2016 год.

В этом случае в соответствии с нормами Бюджетного кодекса России законопроект должен содержать конкретные положения, определяющие источники исполнения новых расходных обязательств. Однако предложенный белгородскими депутатами законопроект никаких конкретных дополнительных источников финансирования не предусматривает, за исключением средств «общего объема доходов федерального бюджета».

Конечно, некоторые из указанных недостатков законопроекта могут быть устранены соответствующими поправками при рассмотрении документа во втором и третьем чтении, однако Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей под руководством Елены Мизулиной уже рекомендовал отклонить документ при его рассмотрении в первом чтении как «непроходной в силу ряда причин».

По результатам рассмотрения данной законодательной инициативы, в первом чтении 21 апреля 2015 года депутатами Государственной Думы принято окончательное решение отклонить законопроект.

В то же время, как отметил ранее в ходе «правительственного часа» в Госдуме министр труда и соцзащиты Максим Топилин, точка в данном вопросе будет поставлена еще не скоро.

Поделиться:
2016-08-21 16:00:00
Рубрики
8 800 222 42 43
VKOK FB IG